annrus.ru Скоро в нижегородском музее быта будут показывать только разруху
ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО
  
28
марта
2024

Скоро в нижегородском музее быта будут показывать только разруху


20.09.07 13:42

Рожденный в СССР

Это было не поветрием и не модой. В 70-х годах прошлого века возникла необходимость создания подобных музеев. Тогда спохватились - «от нас уходит старина». Стремительно исчезали дома, построенные в XIX веке. Села и деревни преображались, обезличиваясь типовой застройкой: крыши под железом, простые окна, бесхитростные, с парой завитушек, наличники. Уходили в прошлое крытые дворы, бани по черному, стремительно исчезала знаменитая корабельная резь, которой так славилась нижегородская сторона.

Кому-то в голову пришла здравая мысль: собирать остатки былой роскоши и создавать из нее музеи под открытым небом. Таковые появились в Ярославле, Костроме, на Украине, в Прибалтике. Подтянулся к новому начинанию и тогдашний Горький.
Помнится, как эта идея обсуждалась в газетах, одобрялась по телевидению. Для ее воплощения тут же нашли место – Щелоковский хутор, место отдыха горожан. Вдохновленные архитекторы прибросили эскизы. Разместить будущие экспонаты предполагалось на прогреваемых солнцем холмах. На картинках все выглядело красиво и привлекательно.

Этнографы пошли дальше и предложили создать уголки прошлой жизни народностей, живущих в нижегородском Поволжье – мордвы, марийцев, чувашей и татар.

Начало было благим. Но реальность обернулась другой стороной. Весь музей скучили в тесном и влажном овраге.

В рекламных буклетах еще пробовали писать:

«Музей архитектуры и быта народов нижегородского Поволжья существует с 1973 года. Процесс его формирования еще далеко не закончен». На самом деле начало процесса формирования совпало с его окончанием. С тех пор о расширении музея говорили робко и нетвердо. Но никто никого уже не слушал.

Музей работал отшельником в загородной зоне, принимая экскурсии, проводя фольклорные фестивали, устраивая народные праздники. Он был в меру популярен, хотя, судя по «раскрутке» его собратьев, популярность могла быть и большей. Крошечный коллектив музея с этой «раскруткой» справиться не мог.

Финансировался музей, как водится, по остаточному принципу. А если считать, что это был филиал областного исторического музея, то перепадали ему крохи. В последние пять лет финансовый ручеек и вовсе иссяк.

Порой неожиданная помощь приходила от кинематографистов. Здесь снимались фильмы «Вишневый омут», «Жизнь Клима Самгина», «Сибирский цирюльник», «Дети Арбата». Киношники латали дырявые крыши, лезшие в кадр, вырубали заросли кустарников, чистили прудик, чинили мостик. Словом, декоративно облагораживали. Так на подачках с кинематографического стола музей и держался. Но критическая ситуация зрела, и этим летом музей подал сигнал «SOS». Не надо быть крупным специалистом, чтобы понять, что жить музею осталось от силы два-три года.


Поблекшая жемчужина

Между тем, все в тех же рекламных буклетах музей числится как туристическая жемчужина Нижнего Новгорода. Сюда завлекают туристов, обещая показать архитектуру старых деревянных домов и знаменитую нижегородскую глухую резьбу.
Музей всегда был демократичен. Хотите посидеть за старым тесаным столом, которому от роду почти два века? Пожалуйста! Есть желание заглянуть в овин – вот лестница, полезайте.

Этим летом перекрыли все объекты. И не потому, что кто-то строго распорядился экспонаты руками не трогать. Специальная комиссия, осматривавшая музей перед открытием сезона, признала, что многие объекты находятся в аварийном состоянии, и ограничила к ним доступ.

В огромный дом Павловой, привезенный с севера области, теперь можно входить осторожно и по одному. Лестничные доски под ногами поскрипывают, а сама лестница накренилась и готова свалиться. Экскурсанты слушают объяснения, стоя за порогом, в комнаты их не пускают – может провалиться пол.

В крытом дворе прямо на наших глазах упала толстая подгнившая доска. Крыша пока держится, но смотрители с тревогой ждут зиму: выдержит ли она в очередной раз тяжесть снега. Рухнув, крыша погребет под собой коллекцию телег, тарантасов, конной утвари, орудий труда крестьян, собранных в многочисленных этнографических экспедициях.

В соседнем доме, где еще недавно предлагали туристам попить чайку в холодке, обвалилась балка-матица, державшая потолок. Дом для посещения закрыт вовсе. Естественный ропот недовольных туристов: «что вы нам все двери, да окна показываете». Действительно, а где быт неизвестной для многих жизни старообрядцев? Увы, он остается для туристов не раскрытым. Аварийное состояние объектов не позволяет.

Нельзя сказать, что музей обойден вниманием. Комиссий здесь перебывало множество. Одна такая определяла объекты деревянного зодчества, которые можно было бы внести в реестр федеральных. Выводы комиссии откровенно удивили: выбраны были лишь два объекта – небольшой амбар и большая Покровская церковь. На них и ссудили деньги. Стоят они теперь чужаками со следами новодела в кампании своих обиженных собратьев, не дотянувших до столь высокого призвания. Ну сгниет окружение, так ведь и им не выжить.
Расположенную на отшибе церковь даже забором не огородили – деньги кончились. А ведь недавно она горела, и пожарные не исключили «вероятность поджога».

Это был уже второй случай пожара в музее. Десять лет назад сгорел самый древний из отысканных в лесной глубинке домов. Пожарище заметно и сегодня. Экскурсоводам всякий раз стыдно перед туристами за вид на обугленные останки, но трогать их запрещено компетентной комиссией из Москвы, которая рекомендовала дом восстановить. Но денег никто на это не дал. Так что музей имеет на свой территории уникальный памятник, пребывающий в сгоревшем состоянии.

Кстати, здесь считают, что «красный петух» притаился лишь до времени. Территория музея обжата вычурными кирпичными особняками уже новых жителей Поволжья. На озерах, которые расположены рядом, налаживается их быт: баньки, игорные клубы, пугающие фейерверки по ночам.

Музей в этом окружении объект чужеродный. Однажды его работники прочли на воротах предупреждение: «Мы вас подожжем!»
Приходили бойкие напористые парни, предлагали действенную помощь с учетом, что музей несколько перепрофилируется. О чем шла речь понятно и без расшифровки.


Получится, как и не жили...

В идеале каждый музей должен выходить на режим самоокупаемости. Тогда и деньги заведутся на ремонт и реставрацию. Но может ли музей быть рентабельным?

Оказалось, что может. Отыскали мы аналогичный музей в городе Козьмодемьянске республики Марий Эл. Побывали там и откровенно позавидовали.

Архитекторы, планировавшие его размещение, изначально выбрали крутые берега. Во-первых, ветряная мельница хорошо просматривалась с Волги и привлекала бы внимание путешествующего люда. Во-вторых, все деревянные строения после любого дождя и даже слякотной осенью быстро бы просыхали. С доводами планировщиков согласились и отдали под него лучшие земли, не став загонять в овражную неудобицу.

В старых домах нет запаха плесени и тлена, а игривые солнечные блики на полу и стенах наполняют их жизнью. Короткий летний дождик мы переждали на крылечке, и уже через полчаса кругом было сухо.

Мэр города и директор музея перечисляли статьи дохода: ни один пароход с туристами не минует сегодня Козьмодемьянск. Здесь, на территории сада, можно отметить корпоративный праздник, популярны национальные свадьбы со старыми обрядами и фольклорные фестивали. Доходы от этих мероприятий хоть и небольшие, но есть. А для музея это и постоянный ремонт и новые экспедиции за пополнениями коллекций.

Директор же нижегородского музея в отчаянии: «Каждая комиссия, которая к нам приезжает, просит составить смету на ремонт и реставрацию. Составляем. Наши бумаги где-то тонут. Время идет. Прошло лето, и никто с ремонтом не пошевелился. Любой музей под открытым небом планово реставрируется. В Вологде, например, губернатор выделяет каждый год от 3 до 5 миллионов рублей. Там при музее есть специальная бригада плотников-реставраторов. А нам, если нанимать, то придется случайных рабочих. И неизвестно, что они еще понаделают».

Законы коммерции твердят: чем больше вложишь – тем больше получишь. Что же требовать от музея, казна которого долгие годы была пустой? А сейчас цифры пугают. Смета на восстановление и реставрацию зашкаливает за десятки миллионов. Один дом Павловой с шатающейся лестницей требует на ремонт 15 млн рублей. Такую сумму разом никто не даст. Обещано лишь для начала 500 тысяч. Но пока что только обещано...

А рекламные буклеты по-прежнему завлекают туристов осмотреть музей-жемчужину архитектуры и быта народов Поволжья. Исчезнет он, и останемся мы без исторического родства. Как и не жили...

Фото Владимира Алексеева








В День России на Красной площади состоялся праздничный концерт
22.06.2023 15:00 На Красной площади с большим успехом прошли праздничные мероприятия, посвященные Дню России. В концерте  приняли участие самые яркие звёзды отечественной эстрады - Сергей Безруков и группа «Любэ», Лариса Долина и Леонид Агутин, Полина Гагарина и Дима Билан, Александр Розенбаум и Григорий Лепс, Николай Басков и Сергей Лазарев. Прозвучали самые разные песни – от прошедшей испытание временем задушевной русской народной до современных популярнейших хитов отечественной эстрады.

Анастасия Лясканова выступит в сопровождении оркестра русских народных инструментов им. Н.Н. Некрасова
27.03.2024 15:21 В программе в исполнении солистки прозвучат русские народные песни, а также темпераментная танцевальная музыка – от плясовой и кадрили до фокстрота и румбы.

 Главные новости 
 Политика 
 Экономика 
 Безопасность 
 Криминал и право 
 Народные новости 
 Культура 
 Религия  
 Технологии 
 Спорт 
 Здоровье 
 За рубежом 
 Все новости 
Поиск Карта сайта Личный кабинет Наверх
Copyright © 2005-2024Информационное агентство «Агентство национальных новостей»
Учредитель: Автономная некоммерческая организация Институт экономических, правовых и социально-политических исследований
Адрес редакции: 119121, г. Москва, Смоленский б-р, д. 11/2
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА№ФС 77 – 70168 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.06.2017 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на annrus.ru обязательна.

Rambler's Top100