annrus.ru Новгородские Кулибины из МЧС придумали чудо-машину для спасения рыбаков
ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО
  
28
марта
2024

Новгородские Кулибины из МЧС придумали чудо-машину для спасения рыбаков


25.09.06 15:05

Сегодня спасатели говорят, что сама идея создания чего-то такого, не только «везде ходящего», но и «нигде не тонущего», возникла весной 2006 года, когда в беду (причем, дважды!) попали новгородские рыбаки, отправившиеся по ранней оттепели, по тонкому льду, на озеро Ильмень - за судачком да щучкой. Но, как оказалось, весна подготовила рыбакам совсем нерадостные сюрпризы.
Отправлялись рыбаки утром на лед Ильмень-озера по наезженной колее. А к полудню поднялся ветер, повалил снег, в результате колею замело - и рыбаки оказались напрочь отрезаны от «большой земли».

К месту ЧП в экстренном порядке вызвали спасателей МЧС. Около 80 машин на буксирах вытащили тогда они на берег. Двое суток, сменяя друг друга, дежурили на озере. И чертыхались от того, что солнышко, начавшее пригревать днем, сослужило недобрую спасателям службу: несколько раз под лед уходили не только колеса буксируемых «запорыг» и «москвичей» местных рыбаков, но и сам тягач спасателей, который с трудом выруливал на сохранявшуюся еще ледовую твердь.

Трагедии, к счастью, не произошло. Пусть с превеликим трудом, но из ледяного плена удалось извлечь всех рыбаков и все их машины.
Потом мужики подходили к спасателям, благодарили их горячо, рыбки предлагали. А спасатели в который уже раз говорили: да куда ж, мол, вас черти несут, ведь видите же - лед слабый, а погода в эту пору, сами знаете, какая? Рыбаки виновато прятали глаза и твердили: поняли, мол, поняли! В последний раз это!

«Какой там - последний раз! – говорит начальник областного поисково-спасательного отряда Игорь Степанян. – Эта история ведь каждый год повторяется! И, уверен, будет повторяться. Такой уж они народ – рыбаки!».

Потому, дабы подготовиться к следующим вёснам, по прибытии на базу спасатели сели в круг. Сама идея принадлежала Степаняну. Своим друзьям-коллегам он предложил помозговать насчет такого устройства, которое бы свело на нет риск провалиться под весенний лед. Нужен вездеход – в прямом смысле этого слова. Вездеход-вездеплав. Как хотите, его назовите. Но нужен позарез!

Один из спасателей, Илья Клюсик, предложил сотворить такой вездеплав на основе отслужившего свой век УАЗика. И вот по вечерам да по выходным, вернувшись с нелегких, порой, смен, спасатели стали часами просиживать в мастерской.
В принципе, базовые агрегаты УАЗа оказались вполне годными для вездеходного варианта. Спасатели укрепили кузов, соорудив надстройку из алюминия, проварили все швы, чтобы вода не поступала в кабину. После чего занялись самым главным: как сделать так, чтобы многокилограммовая махина держалась на воде? И вот тут-то новгородские Кулибины вспомнили о том, что совсем рядом с Новгородом есть военный аэропорт.
Там – друзья-приятели и самолетные шины, которые могут удержать на воде не то что машину, но и трактор целый.

После непростых подсчетов, подтвердивших – удержат, спасатели приступили к исполнению задуманного. Среди летчиков нашли полное понимание – и вскоре необходимые самолетные шины были доставлены в мастерскую спасателей. К шинам от самолета ИЛ-86 подошли тракторные диски, а сноровка мастеров и практический опыт позволили установить их на осях машины так, словно все это – родное.

«Ну, была не была!» – произнес уже по лету Игорь Степанян. И «младенца» (которому поначалу дали имя «Степрь» - от фамилии Степанян) любовно погрузили на платформу, бережно закрепили на ней тросами: машина спасателей отправилась на первые летние испытания. Завелся «Степрь» с полоборота, затем, не торопясь, двинулся вдоль берега.
За рулем был один из создателей вездехода Илья Клюсик. По обычной дороге бежит резво и очень мягко, скорость – под 60. Но это и любой «запорыга» может. А потом спасатели отправляются в знаменитые новгородские «болотины». Здесь уже не проедет не только «запорыга», но и внедорожник типа «Нива-шевроле», также состоящий на службе спасателей.

А вот «Степрю» - все ни по чем! Он лезет дальше, глубже и, кажется, ничто не может стать для него преградой непреодолимой. Так оно и есть. В тот раз «Степрь» победил и болота, и горки, и чащу лесную. Но предстояло еще самой серьезное испытание: «Степрь» должен был продемонстрировать свои качества амфибии.

«Если утонет, - кратко прокомментировал событие перед «заплывом» Игорь Степанян, - будет печально. Если нет, выпьем бутылку шампанского!»

Добравшись до Ильмень-озера, спасатели отважно бросили «Степрь» в озерные воды. И… поплыл. Все расчеты новгородских спасателей оказались верными. На поверхности воды «Степрь» держался надежно и уверенно, и хотя скорость была не 60 километров в час, а в четыре раза меньше, на воде это совсем не главное. Погоняв вездеход-вездеплав по озеру, спасатели убедились: дело сделано. И сделано – на совесть. А потом действительно выпили бутылку шампанского.

«Ни на какое свидетельство об изобретении мы не рассчитывали, - смеется сегодня «главный конструктор» вездеплава Илья Клюсик. – Главное – загорелись идеей. Вы что, думаете, - работа спасателя не творческая? Порой такое приходится изобретать. Но этой машиной мы гордимся. Главное, никто нисколько не сомневается в том, что она найдет реальное применение в нашей работе. И, как знать, может, спасет не один десяток человеческих жизней».

Одну, впрочем, уже спас. Естественно, что от «разработки до внедрения» вездеплав испытывали не один раз. Одно из испытаний проходило на реке Волхов. И вот стоило отплыть спасателям на своем вездеплаве от берега, как начался сильный ветер. Так это ж именно то, что и нужно! В экстремальных условиях вездеплав еще не пробовали! Вместо того, чтобы возвращаться к берегу, спасатели направили «Степрь» к середине реки. И там-то обнаружили человека на утлой лодчонке, который отчаянно замахал руками, увидев, что к нему плывет диво дивное: не лодка и не корабль… Что ж, приблизились к нему и, оказалось, в самое время. Волны уже захлестывали суденышко. А у человека на лодке (пенсионер-рыбак) и мобильного телефона не было.

Как знать, чем бы закончилась его рыбалка, если б не вездеплав новгородских спасателей. Старичку с вездеплава бросили веревку, прибуксировали его, пустили внутрь (вместимость вездеплава до 8 человек), а саму лодку дотащили до берега на буксире. Потом он все дивился: мол, что это за чудо-чудное? А спасатели, люди в общем, веселые, шутили еще: «Это, мол, нас такими плавсредствами из Москвы теперь снабжают!».- «Ну, МЧС! Ну, Шойгу! Ну, молодец!» - восхищался спасенный дедушка.

И, оказалось, как в воду глядел: свою амфибию новгородские спасатели сконструировали для себя и совсем не на показ. Когда начинали работу, ведать не ведали, что их детищем могут и впрямь заинтересоваться в Москве. А тут – как на притчу: первые региональные соревнования спасателей проводят именно в Великом Новгороде. И ожидается приезд Сергея Шойгу. Зная об этом, к началу соревнований новгородские спасатели погрузили свой «Степрь» (сейчас, впрочем, официально он называется чуть иначе: БМС - «Боевая машина спасателей») на платформу и доставили его на Софийскую площадь, где и проводились соревнования.

Изобретение новгородских спасателей Сергей Шойгу не мог не заметить. И не мог не оценить. Собрать вездеход собственными руками из подручных средств, это, по его словам, - высший класс! Министр МЧС оглядел новгородский вездеплав со всех сторон, постучал кулаком по кузову и заметил: теперь стоит подумать о том, чтобы поставить такую машину на серийное производство.

Такая вот перспектива с прицелом на всю Россию. А пока министр думает, у новгородских спасателей одна проблема: как бы их детище зарегистрировать в ГИБДД? Ведь собрано-то оно действительно по принципу «с миру по нитке». Хотя, может быть, обойдется и без регистрации, ведь амфибию не собираются эксплуатировать там, где есть автомобильное движение, а только там, куда не пройдет ни человек, ни какая другая машина.

«Главное, - считает Игорь Степанян, - что теперь в любую точку области для особых спасательных работ можно будет «бросить» эту машину».
Так что, теперь новгородские рыбаки могут «спать» спокойно. Как и грибники-ягодники, забравшиеся в непроходимые болота.








В День России на Красной площади состоялся праздничный концерт
22.06.2023 15:00 На Красной площади с большим успехом прошли праздничные мероприятия, посвященные Дню России. В концерте  приняли участие самые яркие звёзды отечественной эстрады - Сергей Безруков и группа «Любэ», Лариса Долина и Леонид Агутин, Полина Гагарина и Дима Билан, Александр Розенбаум и Григорий Лепс, Николай Басков и Сергей Лазарев. Прозвучали самые разные песни – от прошедшей испытание временем задушевной русской народной до современных популярнейших хитов отечественной эстрады.

Анастасия Лясканова выступит в сопровождении оркестра русских народных инструментов им. Н.Н. Некрасова
27.03.2024 15:21 В программе в исполнении солистки прозвучат русские народные песни, а также темпераментная танцевальная музыка – от плясовой и кадрили до фокстрота и румбы.

 Главные новости 
 Политика 
 Экономика 
 Безопасность 
 Криминал и право 
 Народные новости 
 Культура 
 Религия  
 Технологии 
 Спорт 
 Здоровье 
 За рубежом 
 Все новости 
Поиск Карта сайта Личный кабинет Наверх
Copyright © 2005-2024Информационное агентство «Агентство национальных новостей»
Учредитель: Автономная некоммерческая организация Институт экономических, правовых и социально-политических исследований
Адрес редакции: 119121, г. Москва, Смоленский б-р, д. 11/2
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА№ФС 77 – 70168 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.06.2017 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на annrus.ru обязательна.

Rambler's Top100